Принцесса Мононокэ — полнометражный аниме-фильм, выпущенный студией «Ghibli» в 1997 году.
Режиссёр — Хаяо Миядзаки, Сценарий — Хаяо Миядзаки, адаптация текста для английского дубляжа — Нил Гейман, Продюсеры — Ютака Нарита, Сэйдзи Окуда, Оператор — Оцуси Окуи, Композитор — Дзё Хисаиси. Сборы в США — 2 млн долларов, общие сборы в мире — 150 млн долларов. «Лучший Фильм» Японской Киноакадемии; представлен на «Golden Reel» в номинации «Лучший звуковой монтаж»; представлен на «Annie» в номинации «За выдающиеся достижения режиссера в анимации»; премия «Сатурн» американской академии научной фантастики.
Фильм переносит зрителей в Японию периода Муромати. Деревня людей эмиси главного героя, юного принца по имени Аситака (яп. アシタカ?) подвергся нападению Наго, гигантского вепря, одержимого ненавистью, что превратило животное в демона. Защищая деревню, Аситака вынужден был убить его, однако, во время сражения демон успел коснуться правой руки принца и передал ему свое проклятие. Мудрая женщина раскрывает принцу причину одержимости вепря и предсказывает ему смерть от нанесенной раны. Он отрезает себе волосы и покидает деревню вместе с Яку, верным красным оленем.
В дороге он наталкивается на самураев, убивающих безоружных жителей деревеньки. Кое-кто из самураев решает напасть на Аситаку и отражая их атаку он обнаруживает, что рана дает ему сверхъестественные силы. Избавившись от нападавших он въезжает в городишко, где привлекает внимание странствующего монаха. Сначала монах помогает Аситаке выйти из затруднительного положения, когда тот пытается заплатить за рис чистым золотом, а позже помогает скрыться от грабителей, привлеченных видом драгоценностей. На привале Аситака рассказывает проницательному монаху о своем несчастье. Утром они расстаются.
Продолжив путешествие на запад в поисках исцеления от своего недуга, принц невольно становится участником противостояния Людей и Зверей, которые представлены Железным Городом под рукой расчетливой и целеустремленной госпожи Эбоси (яп. エボシ?) и Древним Лесом — богами волков и кабанов Моро (яп. モロ?) и Оккотонуси (яп. 乙事主?), приемной дочерью Моро, человеческой девушкой по имени Сан (яп. サン?, она и есть Мононокэ-химэ) и Духом Леса (яп. シシ神 Сисигами?).
Богиня Моро, Сан и двое огромных волков (детей Моро) нападают на караван с рисом, идущий в Железный Город. Они хотят убить госпожу Эбоси, чтобы отомстить за вырубку леса и добычу железной руды. В сражении гибнут люди, быки, летят в пропасть бочки с рисом. Моро рвется к Эбоси, но той удается ранить волчицу из огнестрельного оружия и избежать смерти. Сразу после боя караван спешно продолжает путь и не пытается подобрать сорвавшихся с обрыва людей и скот. Двоих серьезно раненых мужчин находит Аситака и пытается помочь им добраться домой. Именно в этот момент он впервые видит Сан и двух волков.
Аситака помогает раненным добраться в Железный Город, пройдя с ними через лес, полный богов и духов. Именно здесь он встречает Духа Леса, которого называют «богом жизни и смерти». В Железном Городе Аситака понимает суть конфликта между Моро и Эбоси. Во время очередного нападения Сан и двух волков на Эбоси Аситака не позволяет женщинам убить друг друга, но сам получает смертельную рану от телохранителя Эбоси. Демонические силы помогают ему вынести из города Сан и уйти самому. Дойдя до леса он теряет силы, но его спасают Сан и Дух Леса.
Тем не менее, Аситака так и не избавлен от проклятия и продолжает выполнять роль миротворца. В это время становится ясна роль странствующего монаха: ему нужна голова Духа Леса, которую он выменяет у императора на богатое вознаграждение. Эбоси берется помочь монаху добыть голову Духа. В это же время в лесу собирается армия кабанов под предводительством мудрого и старого Оккото, желающего на исходе жизни отомстить людям за вымирание своего племени.
Атака оказывается неудачной и израненный Оккото в сопровождении Сан идет на встречу с Духом Леса, чтобы тот излечил его. За ними следуют люди, которые с их помощью хотят найти дорогу к Духу Леса и обезглавить его. Попытка Аситаки остановить их приводит к тому что Оккото и Сан начинают превращаться в демонов ненависти. Появившийся в этот момент Дух Леса пытается исправить положение, но Эбоси удается отстрелить ему голову и отдать монаху. Обезглавленный Дух Леса превращается в сеятеля смерти. Он тянется к своей голове и умерщвляет все на своем пути. Напуганный, но уверенный в благополучном исходе монах и трое его помощников упрямо продолжают мчаться в надежде убежать. Их догоняют Аситака и Сан. Они силой отбирают голову Духа Леса и возвращают ее ему. Дух Леса снова становится «богом жизни и смерти». Лес начинает возрождаться. Аситака и Сан оказываются исцеленными, а жители разрушенного Железного Города и госпожа Эбоси понимают, к чему вела их прежняя жизнь и собираются создать новый город.
В фильме представлены некоторые сцены сражений, он ориентирован на возрастную категорию 13+; к тому же, разворачивающаяся на экране экологическая притча и взаимоотношения главных персонажей достаточно сложны.
Образный ряд фильма включает отсылки к дальневосточному фольклору: «лесные человечки» кодама или звериная ипостась Великого Духа — цилинь.